Фэндом

Легендариум Арды Wiki

Гондор

18статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

История Гондора описана в ряде работ Толкина более или менее подробно. В описательной части «Властелина Колец» Гондор впервые представлен ​​в главе Совет Элронда, с кратким изложением истории Второй и Третьей Эпох. События последних более развёрнуто изложены в приложениях к книге, а также в последних частях «Сильмариллиона». Кроме того, пересказы тех или иных событий из истории Гондора включены в «Неоконченные сказания». Хотя первоначально столицей Гондора был Осгилиат, в 1640 году Т. Э. столица была перенесена в Минас-Анор (изначально опорную крепость на правом берегу Андуина). Из крепостей и городов Гондора известны Осгилиат, Минас Анор (Минас Тирит), Минас Итиль (Минас Моргул), Дол Амрот, Пеларгир-на-Андуине, Лебеннин, Изенгард (был отдан во владение Саруману), а также крепость на острове Каир Андрос. До создания Последнего Союза и войны с Сауроном Гондором совместно управляли двое сыновей Элендила — Исилдур и Анарион. После того, как Элендил и Анарион погибли во время осады Барад-Дура, правление перешло к сыну Анариона — королю Менельдилу, которого возвёл на трон Южного королевства его дядя Исилдур, недолгое время спустя после этого погибший в Ирисной Низине в пойме Андуина. Таким образом, потомки Анариона были королями Гондора долгое время — вплоть до последнего законного представителя южной династии, Эарнура. Когда Эарнур погиб в Минас Моргуле в 2050 году Т. Э., правление принял наместник короля Мардил Верный. Поскольку не было уверенности, что Эарнур погиб, Мардил и другие Наместники Гондора клялись управлять страной «до возвращения короля». Данное возвращение состоялось спустя почти тысячу лет, когда в 3019 году Т. Э. права на трон Гондора предъявил Арагорн или Элессар, сын Араторна, прямой потомок Исилдура, старшего брата Анариона, и одновременно — самого Анариона (ибо последний король Арнора, Арведуи, был женат на дочери гондорского короля Ондогера).

Основание страны и Последний союзПравить

Территория, впоследствии ставшая Гондором, была широко колонизирована нуменорцами примерно в середине Второй Эпохи, принадлежащими группе Верных, дома Элендила. Когда после затопления Нуменора Исилдур и Анарион высадились в Средиземье, где их приветствовало местное население, после чего они стали совместно править этой землей. В то время Элендил считался Верховным Королём дунэдайн Средиземья, а в городах Минас Итиль и Минас Анор правили соответственно Исилдур и Анарион. Между этими городами располагалось столица Осгилиат. Когда выживший после гибели Нуменора Саурон, тайно вернувшийся в Мордор к востоку от Гондора, обрёл благодаря Кольцу Всевластья телесную форму, он развязал войну против нуменорских королевств, рассчитывая уничтожить их в зародыше. Его армии с налёта захватили Минас Итиль, но Исилдур успел бежать на корабле в Арнор, между тем как Анарион смог удержать Осгилиат. В скором времени Элендил и эльфийский король Гил-Галад заключили Последний Союз эльфов и людей для свержения Саурона, и вместе с Исилдуром и Анарионом они с боями вошли в Мордор и осадили Барад-Дур. Тёмный Властелин Саурон был свергнут, но Единое Кольцо, которое Исилдур снял с его руки, не было уничтожено, и, таким образом, недобитый Саурон получил шанс восстановить свою власть в последующую Эпоху. Так как Элендил и Анарион погибли на войне, Исилдур возложил правление Гондором на своего племянника Менельдила, а сам отправился на север, чтобы взойти на престол Арнора, сохраняя за собой статус Верховного Короля Гондора и Арнора. Однако на обратном пути он сам и три его старших сына попали в засаду и были убиты орками. Младший, малолетний сын Исилдура Валандил, не пытался вернуть титул своего отца в династическом престолонаследии Гондора, и, следовательно, на будущие времена право правления оставалось исключительно за линией Анариона-Менельдила и их прямыми потомками, пока их род не угас окончательно с Эарнуром.

Золотой век ГондораПравить

После победы над Сауроном в течение первого тысячелетия Третьей Эпохи Гондор приумножал свои богатства и власть. В течение длительного времени за Мордором велось неусыпное наблюдение. Но в 490 Т.Э. многовековой мир Гондора закончился первым из многих истерлингских вторжений — настолько массированным, что оборонительная война продлилась и в следующем столетии. Впоследствии Гондор присоединил к себе большую территорию вплоть до берегов внутреннего моря Рун к северо-востоку от Мордора, но долго удерживать новые владения оказался не в состоянии. Во времена правления четырёх «Морских королей» Гондор создал мощный военно-морской флот и утвердил своё влияние на побережье к югу и к западу от устья Андуина. В 933 году Т.Э. Гондор захватил южный портовый город Умбар, ранее удерживаемый враждебными «чёрными нуменорцами» — потомками «Людей Короля» из числа сторонников Ар-Фаразона и прочих противников Валар. Позже обитатели Харада одержали победу над армией Гондора в сухопутном сражении и осадили Умбар, но потом король Хьярмендакил I, укрепив свою армию и флот, вынудил владык Харада уступить, одержав над ними победу в 1050 году Т.Э. Таким образом, ко II тысячелетию Третьей Эпохи Гондор достиг своего пика своего могущества, контролируя огромные территории и проводя активную внешнюю политику в отношении соседних земель, таких как Харад и Рованион. Мордор был отрезан от внешнего мира и находился под надёжной охраной сторожевых крепостей. При преемнике Хьярмендакила I, Атанатаре Славном, государство обладало таким богатством и великолепием, что, как было описано в Приложениях к «Властелину Колец», «драгоценные камни в Гондоре всё равно что булыжники, и ими играют дети».

Упадок ГондораПравить

Однако же Гондор начал приходить к упадку уже во дни правления Атанатара и двух его сыновей, которые жили в лени и роскоши, и мало что делали для поддержания боеспособности Гондора. Первым результатом такой недальновидной политики было значительное ослабление надзора за Мордором. Король Ромендакил II, назначенный в молодости регентом своего дяди, отразил новые набеги истерлингов в 1248 году и стал укреплять дружественные отношения с северянами. Его сын Валакар был отправлен в их земли в качестве королевского посланника, однако, помимо дипломатической миссии, он устроил и свою семейную жизнь, женившись там на Видумави — дочери влиятельнейшего из местный князей Видугавии и вернулся в Гондор только через несколько лет. Этот брак привел к катастрофическим для Гондора последствиям, когда выяснилось, что наследником престола будет сын Валакара, Эльдакар, фактически являющийся полукровкой — потомком от смешанного брака с «туземным» населением, на которые чистокровные гондорцы нуменорского происхождения смотрели в лучшем случае снисходительно, избегая столь близких контактов. Южные владения королевства начали бунтовать. После гибели Валакара и притязаний нескольких членов Дома Анариона на корону, в 1432 году Т. Э. в Гондоре разразилась полномасштабная гражданская война, названная Братоубийственной войной (англ. Kin-strife). На юге наиболее мощной поддержкой тогда пользовался Кастамир, который с союзниками осадил и захватил Осгилиат. Эльдакару удалось бежать на свою малую родину — в Рованион, однако его старший сын был схвачен и казнён. Однако узурпатор Кастамир показал себя весьма плохим правителем и быстро завоевал общую ненависть жителей коренного Гондора. Вследствие этого возвращение Эльдакара с союзными войсками северян ожидалось с нетерпением, а его победа над армией Кастамира и смерть последнего были встречены с радостью. Сыновья Кастамира, тем временем, отступили в Умбар и объявили о своей независимости. Столетие спустя короли Харада, дезавуировавшие свои вассальные обязательства в результате Братоубийственной войны и последующей потери Умбара, вторглись в Южный Гондор, но после десятилетней войны потерпели поражение от Хьярмендакила II. В 1631 году потомки Кастамира организовали разрушительный налёт на порт Пеларгир, при этом погиб король Минардил. Потери от гражданской войны и военных стычек на Юге несколько восполнились за счет присоединения северян, но население Гондора серьёзно сократилось с наступлением Великой чумы в 1636 году Т.Э. Столица тогда была перенесена из Осгилиата в менее заражённый Минас Анор, так что надзирать за рубежами Мордора оказалось некому (охрана Мордора после эпидемии так никогда и не возродилась). Впрочем, Чума подкосила и врагов Гондора, оставив их в не лучшем состоянии, поэтому Гондор получил около 100 лет передышки от нападений. В 1810 году король укрепил флот Гондора, победил корсаров из Умбара и отвоевал гавань, выбив оттуда харадрим, во время следующего вторжения их в Гондор. Новые угрозы появились четыре десятилетия спустя, когда один из истерлингских народов, известный как «Люди Повозок» (англ. Wainriders), победил северян и пронёсся по восточному Гондору. Хотя первые бои были для захватчиков неудачными (пограничные сражения шли около полувека), настоящая война разгорелась вновь, когда в 1944 году Т. Э. истерлинги объединились с харадрим, напав одновременно с востока и с юга. Северная армия Гондора во главе с королём Ондогером и приданной ей кавалерией Эотеода, была разбита, но благодаря победе Южной армии под командованием талантливого полководца Эарнила ход войны удалось переломить, после чего соединённые силы Гондора нанесли Людям Повозок окончательный удар в Битве в Лагере, раз и навсегда выбив их с гондорской территории. Из-за смерти Ондогера и обоих его сыновей в войне Гондор столкнулся с новым политическим кризисом. Арведуи, наследник короля Артэдайна на севере, заявил свои права на трон Гондора как потомок Исилдура и муж дочери Ондогера, но это требование было отклонено Советом Гондора. В течение года власть принадлежала Пелендуру, наместнику короля Ондогера, а затем корона была отдана победителю Эарнилу, который сам происходил из дома Анариона и приобрёл популярность во время победоносной войны. Его сын Эарнур стал последним королём: ещё во время правления своего отца он возглавил силы Гондора, посланные на помощь Артэдайну на север, чем навлёк на себя ненависть Короля-чародея Ангмара. Вскоре после разгрома Ангмара, Кольценосцы внезапным ударом захватили крепость Минас Итиль и превратили её в свою резиденцию; город был переименован в Минас Моргул, а Минас Анор стал называться Минас Тиритом. Когда Эарнур стал королём, Король-Чародей дважды посылал ему вызов на поединок. На второй вызов в 2050 году Эарнур, не сумев преодолеть свой гнев, уехал с малой дружиной в Минас Моргул, и сгинул без вести в его стенах.

Также на Фэндоме

Случайная вики