ФЭНДОМ

{{{image}}}

{{{caption}}}
Glorfindel by nendawen.jpg
Глорфиндель в Валиноре

Глорфиндель

Биография

Другие имена
Лаурефиндил
Титулы
Глава Дома Золотого Цветка, Капитан Гондолина.
Прозвища
Рождение
Неизвестно. Предположительно в Эпоху Древ
Восшествие на престол
Смерть
510 г. П.Э.†. Возрождён.
Служба
Тургон, Элронд
Владения
Гондолин, Имладрис
Супруг
Супруга
Дети
Близкие родственники
Тургон
Оружие

Физические данные

Раса
Эльф
Особенности
Нолдо
Пол
Мужской
Рост
Цвет волос
Золотые
Цвет глаз

[[Image:{{{photo}}}|center|220px]]

{{{info}}}
Актёр
Дубляж
Образ

Глорфиндель - ( Glorfindel,с Синдарина - "Золотоволосый") один из могущественнейших эльфов Среднеземья в Третью Эпоху, а также князь Нолдор Гондолина в Первую Эпоху.

История Править

В Валиноре Править

Глорфидель родился, предположительно, во время Эпохи Древ. Родители его неизвестны, но, учитывая, то, что он был князем, можно предположить, что эльф приходился родичем Тургону, следовательно, возможно, Глорфиндэл был сыном одной из дочерей Финвэ - Индис или Иримэ. Но Толкин никогда не углублялся в родословную нолдо, поэтому, кроме предположений, ничего не нельзя выдвинуть.

Эпоха Древ и Первая Эпоха Править

Death of Glorfindel by Vrolokya.jpg

Гибель Глорфинделя

В 1495 Году Валар[1], когда Фэанор призывал нолдор вернуться в Средиземье, Глорфиндель присоединился к тем, кто отправился в Исход. Он покинул Валинор в составе войска Тургона, но сделал это неохотно. Его вина была невелика, поскольку причинами, побудившими его отправиться в изгнание, были верность Тургону и любовь к своим родичам[2]. Глорфиндель не участвовал в братоубийственной резне в Альквалондэ[3]. После слов Мандоса Глорфиндель не повернул назад, хотя боялся Приговора Валар и горевал об упрямстве своих родичей, и тем самым навлек на себя проклятие[4].

Вместе с воинством Финголфина Глорфиндель пересек Хэлькараксэ и в 1500 Году Валар[5] прибыл в Средиземье. Поначалу Глорфиндель жил на северном берегу Митрима, а затем вместе с народом Тургона переселился в Невраст. Когда в 116[6] году П.Э. Гондолин был достроен, Глорфиндель вместе с эльфами Тургона ушел в сокрытый город.

В 472 г. П.Э.[7] Глорфиндель в составе войска Гондолина отправился на Битву Бессчетных Слез. После сражения, когда воинство Тургона в спешке отступало на юг, Глорфиндель с Эктелионом прикрывали правый и левый фланги, чтобы ни один шпион Моргота не проведал о том, куда они уходят.

В 510 г. П.Э., в День Середины Лета[8], Моргот напал на Гондолин. После кровопролитного сражения войско Ангбанда сломило защитников и прорвалось в город. Глорфинделю удалось бежать вместе с оставшимися в живых гондолиндрим через тайный ход. Но в ущелье Кирит Торонат на них напали Орки и балрог. Тогда Глорфиндель сразился с балрогом, прикрывая отход остальных. Об этом поединке на вершине скалы, в котором погибли, рухнув в пропасть, и эльф, и балрог, эльдар сложили много песен. Этот поступок Глорфинделя имел жизненно важное значение для замыслов Валар, поскольку дал возможность Туору, Идрили и их сыну Эарендилю спастись и найти прибежище в устье Сириона[9]. После того, как с помощью орлов удалось победить, Торондор поднял тело Глорфинделя со дна пропасти, и сородичи погребли его близ тропы, возведя курган из камней. На его могиле выросла зеленая трава, и золотые цветы росли на ней среди нагих скал, пока не изменился мир.

Еще до конца Первой Эпохи Глорфиндель был освобожден из Мандоса и волею Манвэ вернулся к жизни. Он снова воплотился и ему позволили жить в Благословенном Королевстве, ибо он вернулся к изначальной благодати и чистоте эльдар[10].

Вторая Эпоха Править

Глорфиндель многие годы прожил в Валиноре, среди эльдар, не принимавших участия в мятеже, и в обществе Майар. Он стал теперь почти равным майар, хотя и был воплощенным (то есть, обладал телесной формой, которую создал не он и от которой не мог отказаться), ибо вследствие самопожертвования сила его духа значительно возросла. Хотя вернувшиеся из Мандоса эльфы и могли возвратиться в Средиземье, Глорфиндель остался в Амане, так как Гондолин был разрушен, а большинство его родичей погибли и все еще находились в Чертогах Ожидания, недоступных для живых. Возможно, именно тогда, в начале пребывания в Валиноре, Глорфиндель стал соратником и другом Олорина-Гандалфа. Долгое пребывание Глорфинделя в Валиноре также соответствовало замыслам Манвэ[11].

В Средиземье Глорфиндель вернулся около 1600 г. В.Э., в годы Страха, когда был построен Барад-Дур и отковано Единое Кольцо. Он возвратился, чтобы поддержать Гиль-Галада и Эльронда в противодействии Саурону. Глорфиндель сыграл заметную роль в войне, шедшей в Эриадоре[12].

Третья Эпоха Править

Glorfindel by Lena Hyena.jpg

Глорфиндель на Асфалоте

Глорфиндель был одним из тех, кто встречал Гандалфа в Серых Гаванях около 1000 г. Т.Э.[13].

Когда в 1975 г. Т.Э. войско Ангмара потерпело поражение в Битве при Форносте, их предводитель собрал остатки сил и бежал, надеясь скрыться в Карн-Думе. Но его настигла конница Гондора во главе с Эарнуром, и одновременно подошло войско эльфов Ривенделла под началом Глорфинделя. Силы Ангмара потерпели сокрушительное поражение. Но внезапно появился сам Король-Чародей и, выбрав своим противником Эарнура, с ужасным криком поскакал на него. Конь полководца Гондора испугался и унес всадника, но тут вперед выехал Глорфиндель, и Чародей, развернув коня, скрылся во тьме. Эарнур вернулся и хотел преследовать короля Ангмара, но Глорфиндель остановил его, предсказав, что гибель настигнет Короля-Чародея далеко отсюда, нескоро и не от руки мужа.

Когда стало известно о том, что Девять снова появились в мире, а Фродо покинул Шир без провожатого (ибо Гандалф не объявился), Эльронд разослал разведчиков на север, запад и юг. Глорфиндель был одним из них: ему выпало искать Фродо на Тракте. 9 октября 3018 г. Т.Э. Глорфиндель покинул Ривенделл. 11 октября 3018 г. Т.Э. он прогнал трех Черных Всадников от моста через реку Митэйтель, оставив там знак - эльфийский камень. Глорфиндель погнался за ними и видел, что они направились на запад. Позже он встретил еще двух, свернувших на юг. Эльф стал искать следы Фродо и напал на них 16 октября 3018 г. Т.Э. 18 октября он встретил Отряд Хранителей. Глорфиндель осмотрел рану Фродо и рукоять от вражеского кинжала и сказал, что не может исцелить ранения, нанесенные таким оружием, и посоветовал Арагорну сохранить ее до обители Эльронда. Касанием руки он смог облегчить боль Фродо, к которому постепенно стали возвращаться силы. Остальным же он дал выпить напиток, бодривший и придававший силы. Глорфиндель посадил Фродо на своего коня Асфалота, а сам быстрым шагом повел отряд. Он разрешал делать лишь короткие привалы, зная о том, что Черные Всадники станут их преследовать, как только учуют. 20 октября 3018 г. отряд подошел к Бруиненскому броду, у которого их поджидала засада, устроенная Черными Всадниками. Глорфиндель велел Фродо немедленно скакать в Ривенделл. Но когда стало понятно, что Фродо не может сделать этого, эльф приказал коню скакать во весь опор. Асфалот с Фродо стремглав понесся через брод, Черные Всадники за ним. Глорфинделю было известно, что, если назгулы войдут в реку, воды Бруинена поднимутся. Он собирался взять на себя тех врагов, которые останутся по эту сторону реки. Глорфиндель быстро разжег огонь и бросился в атаку, когда поток хлынул. Фродо видел фигуру Глорфинделя, окруженную белым светом, – то был Глорфиндель в Незримом мире (1). Оказавшись между огнем и водой, лицом к лицу с эльфийским владыкой, в гневе раскрывшем свою мощь, Черные Всадники растерялись и были сметены водами реки.

Во время пира в Ривенделле Глорфиндель занимал место рядом с Эльрондом.

25 октября 3018 г. Т.Э. состоялся совет у Эльронда, в котором Глорфиндель принимал активное участие. Он считал, что идея отправить Кольцо к Бомбадилу не является верной. Глорфиндель видел два пути выхода из сложившейся ситуации: либо отправить Кольцо за Море, либо уничтожить его. Но Эльронд отверг оба предложения. Тогда Глорфиндель предложил бросить Кольцо в Море, полагая, что оно станет надежным хранилищем. Но с этим был не согласен Гандалф.

Глорфиндель присутствовал на свадьбе Арагорна и Арвен в Минас-Тирите (1 июля 3019 г. Т.Э.).

История Глорфинделя в «Книге Утраченных Сказаний» Править

Glorfindel VS the Balrog by Vrolokya.jpg

Битва с Балрогом Мелькора

Этот персонаж появился в легендариуме очень рано, еще в «Книге Утраченных Сказаний». Ниже я привожу историю согласно версии этой книги.

Глорфиндель был эльфом из нолдоли, вождем Дома Золотого Цветка Гондолина и одним из военачальников армии Тургона. Он носил плащ, столь плотно расшитый золотыми нитями, что походил на весенний луг, усыпанный лютиками. Оружием ему служил меч, искусно украшенный золотым орнаментом[14].

Глорфиндель присутствовал на совете, который созвал Тургон, когда армии Мэлько напали на Гондолин[15]. Он, как и остальные советники, за исключением Маэглина и Салганта, был против того, чтобы защищать город и сокровища вместо вылазки и последующего отступления[16]. Когда Глорфиндель со своими воинами шел кружным путем на сражение, что разразилось у ворот, у Большого Рынка на него внезапно напали орки, ведомые балрогами. Вождь Золотого Цветка хотел напасть на войско Ангаманди с левого фланга и застать его врасплох, но сам попал в засаду. Отчаянно сражались они несколько часов, пока на них не обрушился огненный дракон. С великим трудом Глорфиндель смог прорваться и потерял немало воинов. Он настойчиво просил Тургона послать им на помощь воинство Арфы, но Салгант скрыл этот приказ. Глорфиндель отступил к королевской площади, где собрались оставшиеся в живых воины, женщины и дети[17]. Вместе с Туором он очистил площадь, отозвал воинов от проходов и завалил их все кроме южного[18]. Во время ухода с дворцовой площади Глорфиндель со своим народом мужественно защищал тыл отступающих[19]. На перевале Кристорн, в одном из самых опасных мест, на изгнанников Гондолина напали орки и балрог. Галдору с Глорфинделем удалось противостоять оркам, но падавшие сверху камни могли положить конец их бегству. Но Орлы подоспели им на помощь и напали на орков, расположившихся на скалах над тропой. Когда половина отряда прошла это опасное место, балрог, до этого шедший позади врагов, вскочил на высокую скалу, что стояла слева от тропы. Неистовым прыжком пронесся демон мимо воинов Глорфинделя и оказался среди впереди идущих женщин и раненых, и принялся размахивать своим огненным бичом. Тогда Глорфиндель бросился на него и ударил мечом. Балрог прыгнул на скалу, эльф последовал за ним. Началась схватка, в которой Глорфиндель в боевом пылу гонял балрога от одной скалы к другой, а доспехи защищали эльфа от бича и когтей демона. Он обрушил тяжелый удар на шлем балрога и отрубил ему по локоть руку с бичом. Тогда балрог, мучимый болью и страхом, обрушился на Глорфинделя. Эльф ударил молниеносно, но поразил противника только в плечо. Балрог схватил его, и они качнулись к краю утеса. Тогда Глорфиндель, левой рукой нащупав кинжал, вонзил его балрогу в живот, который был напротив его лица (ибо демон вдвое превосходил его ростом). Демон взвыл, потерял равновесие и, падая со скалы, схватил эльфа за золотые волосы, выбившиеся из-под шлема, и увлек его за собою в пропасть. Горе охватило гондотлим, ибо Глорфиндель был всеобщим любимцем. Услышав предсмертный вопль балрога, орки дрогнули, и всех их перебили или разогнали. Впоследствии эльдар, видя неравную схватку с силами зла, восклицали: «Увы! Как Глорфиндель с балрогом». Сам Торндор спустился в пропасть и поднял тело Глорфинделя. Туор, несмотря на спешку и страх перед нападением новых врагов, позволил возвести над его телом курган из камней на краю тропы над потоком орлов, а Торондор следил, чтобы этому месту не причинили вреда. Несмотря на суровый климат, в том месте выросли золотые цветы. Эльфы из Дома Золотого Цветка плакали, когда возводили надгробие, и не могли утешиться[20].

В тексте Глорфинделя называют «златовласым»[21].

Другие имена Править

В "Книге Утраченных Сказаний" имя "Глорфиндель" означает «золотой локон» (goldtress)[22].

В «Этимологиях» имя Глорфиндель также означает «золотые локоны» от глор (glor) — золото[23] и финдель (findel) – локоны, коса волос[24].

В «Этимологиях» дается другой вариант имени --- Глаурфиндель (Glaurfindel). Но также говорится, что элемент «глаур» (glaur) в многосложных именах заменяется на «глор» (glor)[25].

В «Парме Эльдаламберон» имя «Глорфиндель» производят от «глаур» (glaur)и «фин-дела» (phin-dela); корень «дель» - «густой». Также дается квэнийская форма имени - Лаурэфиндиль (Laurefindil)[26].

Черновики к «Властелину Колец» Править

В одном из них Гэндальф называет Глорфинделя мудрым и благородным эльфом[27].

Гандалф предлагал Глорфинделя в качестве одного из Хранителей, поскольку считал, что в походе им может понадобиться мудрость эльфов[28].

Глорфиндель, рассуждая об опасности пути к Бомбадилу, говорил о том, что если Кольцо и необходимо сокрыть, то только в Ривенделле, если у Эльронда хватит сил противостоять Саурону, когда все остальные поселения будут захвачены войсками Мордора[29].

Слова Галдора об опасности дороги к Морю в одном из черновиков принадлежат Глорфинделю[30].

Глорфиндель из Гондолина и Глорфиндель из Ривенделла Править

Glorfindel by Netprincess.jpg

Глорфиндель у Великого Моря

В черновиках к «Властелину Колец» (лето 1938 г.) Глорфиндель говорит, что происходит из Гондолина. Но в опубликованный «Властелин колец» эта фраза не вошла. Спустя тридцать с лишним лет Дж.Р.Р.Толкин вернулся к вопросу: являются ли Глорфиндель из Гондолина и Глорфиндель из Ривенделла одним и тем же лицом?[31]

По этому поводу существуют две проблемы. Первая, лингвистическая, заключается в том, что использование имени Глорфинделя во «Властелине Колец» — это один из случаев до некоторой степени произвольного употребления имен, присутствующих в старых легендах. Это имя на самом деле происходит из ранней работы по мифологии "Падение Гондолина", написанной в 1916-17 гг., когда эльфийское наречие, впоследствии названное синдарином, еще находилось в примитивном, неразработанном виде, и его связь с наречием Высоких эльфов (тоже еще очень примитивным) была довольно бессистемной. Предполагалось, что это имя должно означать "Золотоволосый". В окончательном варианте "Властелина Колец" это имя не было переделано, что довольно опрометчиво, поскольку теперь его трудно приспособить к синдарину, а квэнийским оно быть не может. Вторая проблема куда серьезнее и заключается в том, что Глорфиндель — нолдо, а нолдор в Белерианде были изгнанниками и мятежниками против Валар. Но версия о том, что Глорфиндель принадлежал к синдар, противоречит тому, что сказано о нем во «Властелине Колец»[32].

Вариант, в котором Глорфиндель из Гондолина и Глорфиндель из Ривенделла — два разных эльфа, был отвергнут, поскольку автор посчитал, что такое повторение имен маловероятно, признание тождественности же могло бы объяснить то, что говорится о Глорфинделе, и улучшить сюжет[33]

Таким образом, окончательной версией является идентичность Глорфинделя Древних Дней и Глорфинделя Третьей Эпохи.

Другие версии Править

В эссе «О Глорфинделе, Кирдане и других вопросах» Дж.Р.Р.Толкин размышляет о том, как Глорфиндель попал в Средиземье.

По одной из версий он прибыл в Средиземье вместе с Гэндальфом примерно в 1000 г. ТЭ, поскольку эльф, живший в Средиземье и участвовавший в длительных войнах с Мелькором, был бы подходящим спутником для айну. Вполне вероятно, что Глорфиндель еще в Валиноре стал другом и единомышленником Олорина (2)[34].

Отвергнутой является также версия, по которой Манвэ получил от Эру в качестве исключения некий способ переправить Глорфинделя в Средиземье в Третьей Эпохе, так как это показалось Дж.Р.Р.Толкину неправдоподобным и придающим эльфу большее значение и силу, чем представляется уместным[35].

В другой версии автор говорит, что более вероятным является то, что он был послан в Средиземье на помощь Эльронду во время потрясений Второй эпохи, когда Саурон вторгся в Эриадор, и, что Глорфиндель сыграл значительную роль в той войне, хотя об этом до сих пор не упоминалось в хрониках, повествующих о поражении Саурона. В конце этого наброска он написал «нуменорский корабль», что, возможно, указывает на то, каким образом Глорфиндель пересек Великое Море[36].

Таким образом, более логичной, по словам Дж.Р.Р.Толкина, является версия, в которой Глорфиндель вернулся во Вторую Эпоху, до того, как на Нуменор пала Тень[37]. Но и здесь есть два варианта прибытия в Средиземье: либо около 1200 г., либо около 1600 г. Но в 1200 г. Гиль-Галад, хотя и был встревожен, считал себя достаточно сильным. Поэтому более вероятным является возвращение Глорфинделя около 1600 г., когда стало известно о том, что Саурон - новый Темный Властелин и война с ним неизбежна. Именно в это время в Нуменор и Валинор были отправлены срочные послания с просьбой о помощи[38].

В одном из черновиков, посвященных пяти магам, Дж.Р.Р.Толкин задается вопросом: а не был ли Глорфиндель одним из них? Но вскоре отвергает эту идею, считая маловероятным то, что кто-либо из Истари принадлежал не к майар, а к наиболее могущественным эльфам[39].

Дж.Р.Р.Толкин намеревался сделать Глорфинделя одним из трех (наряду с Эктелионом и Эгалмотом) сопровождающих Арэдэль, но вскоре отверг эту версию, полагая, что нельзя называть в качестве эскорта Арэдэли самых именитых и храбрых вождей, поскольку они были настолько ошеломлены и устрашены ужасами долин к западу от Эсгалдуина, что так и не добрались ни до моста через Эсгалдуин, ни до Аглонда[40].

(1) Те, кто когда-либо жил в Благословенном Королевстве, не боятся призраков Кольца и живут сразу в обоих мирах, Зримом и Незримом.

(2) Дж.Р.Р.Толкин пишет, что даже в те краткие моменты, когда Глорфиндель появляется во "Властелине Колец", возникает впечатление, что он как-то особо связан с Гандалфом. Именно Глорфиндель был одним из тех (и, кажется, самым сильным), кого Эльронд разослал из Ривенделла, узнав, что Гандалф не смог обеспечить защиту Хранителю Кольца[41].

Составитель — Алмиэон

  1. J.R.R.Tolkien, «The History of Middle-earth», Volume X, «The Annals of Aman», p.98
  2. J.R.R. Tolkien, «The History of Middle-earth», Volume XII, «Last writings. Of Glorfindel, Círdan, and other matters», p. 384
  4. «The History of Middle-earth», Volume XII, «Last writings. Of Glorfindel, Círdan, and other matters», p. 380
  5. J.R.R. Tolkien, «The History of Middle-earth», Volume XI, «The Grey Annals», p.29
  8. J.R.R. Tolkien, «The History of Middle-earth», Volume XI, «The Tale of Years», p. 351
  14. J.R.R. Tolkien, «The History of Middle-Earth», Volume II, «The Fall of Gondolin», p. 173
  21. J.R.R. Tolkien, «The History of Middle-Earth», Volume II, «The Fall of Gondolin», p. 192)), «златым» ((«The History of Middle-Earth», Volume II, «The Fall of Gondolin», p. 175
  22. «The History of Middle-Earth», Volume II, «The Fall of Gondolin», p. 216
  25. «The History of Middle-earth», Volume V, «The Etymologies», p.387
  26. «Parma Eldalamberon», №17, p. 17
  27. «The History of Middle-earth», Volume VI, «XII, At Rivendell», p. 207
  28. «The History of Middle-earth», Volume VI, «XXIII, In the House of Elrond», p. 405
  29. «The History of Middle-earth», Volume VII, «The council of Elrond», p. 153
  32. «The History of Middle-earth», Volume XII, «Last writings. Of Glorfindel, Círdan, and other matters», p. 379-380
  40. «The History of Middle-Earth», Volume XI, «Maeglin», p.328

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики